Фонд имени В.И. Вернадского выступил партнером III Всероссийского водного конгресса.

Фонд имени В.И. Вернадского выступил партнером III Всероссийского водного конгресса.

27 июня 2019

В Москве открылся III Всероссийский водный конгресс, который собрал на своей площадке свыше 2000 делегатов со всех регионов России. Традиционно в дискуссиях принимают участие представители Минприроды России, Росприроднадзора, Росводресурсов, руководители промышленных предприятий, ведущие экологи. В этом году главной темой для обсуждения была выбрана «Водные ресурсы России для реализации национальных целей и стратегических задач развития страны». Стоит отметить, что сохранение водных ресурсов – одно из направлений национального проекта «Экология», и эту тему неоднократно поднимал президент Фонда имени В.И. Вернадского Владимир Грачев в рамках заседаний научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам.

Фонд имени В.И. Вернадского традиционно выступил партнером конгресса и инициировал проведение двух круглых столов - «Направления и цели государственного управления энергетикой в сфере водопользования. Как найти баланс между природоохранными задачами и развитием отрасли?» и «Водное законодательство: донастройка системы. Совершенствование системы нормирования». Одним из модераторов круглых столов выступила исполнительный директор Фонда имени В.И. Вернадского Ольга Плямина.

Круглый стол «Направления и цели государственного управления энергетикой в сфере водопользования. Как найти баланс между природоохранными задачами и развитием отрасли?» стал продолжением дискуссии прошлогоднего Водного конгресса в части устранения нормативно-правовых барьеров при использовании водных объектов для производства электроэнергии. Эксперты отметили, что настало время обсудить изменения, которые произошли за год работы и посмотреть, как реализуются предложенные инициативы.

Энергетическая отрасль считается крупнейшим водопользователем в стране. Кроме того, свыше 74% энергоблоков АЭС в мире применяют системы технического водоснабжения с использованием прямоточных систем водоснабжения. При этом в случае с ТЭС и АЭС вода, используемая исключительно для охлаждения, не имеет контакта с вредными химическими веществами и возвращается в водоем с характеристиками, соответствующими всем экологическим и санитарным нормам. Однако, согласно текущему Водному законодательству, в Российской Федерации не допускается проектирование и использование прямоточных систем технического водоснабжения и применяется прогрессивная шкала для ставки платы за водопользование при использовании таких систем, что возлагает на энергетическую отрасль большие издержки.

В связи с этим начальник отдела нормирования технико-экономических показателей Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Георгий Попов сделал акцент на том, что уже не первый год ведомство работает над тем, чтобы снять запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для ТЭС и АЭС. Было отмечено, что сегодня ведомства идут навстречу и ведется большая работа в этом вопросе, однако данная проблема требует безотлагательного решения. Уже к 2025 году расходы на водопользование могут превысить расходы на ремонт сооружений.

-           В итоге мы можем прийти к тому, что у энергостанций встанет выбор между тем на что направить средства – на водопользование или на ремонт, который связан с безопасностью людей, - отметил Георгий Эдуардович.

В свою очередь главный технолог Департамента противоаварийной готовности и радиационной защиты АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Печкуров рассказал об основных показателях работы АЭС, а также подробно остановился на законодательных актах, которые создают определенные препятствия в работе. В частности, он ссылался на Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей:

-       Я хотел бы остановиться на некоторых моментах на примере Ленинградской АЭС. Для этого объекта была установлена контрольная фоновая точка на расстоянии 5 километров от берега – Копорская губа Финского залива. Я понимаю желание найти наименее подверженный антропогенному воздействию участок, но, тем не менее, мы должны помнить и о безопасности людей. До этой точки мы не можем добраться полгода. В зимнее время до этой фоновой точки сложно добраться на любом виде транспорта. Мы могли бы приобрести специально для этих целей воздушные подушки, дополнительные транспортные средства, но безопасность людей должна быть на первом месте.

Другой важный вопрос, который поднимали в рамках круглого стола – пересмотр существующих ставок платы за пользование водными объектами для ТЭС и АЭС, использующих прямоточные системы технического водоснабжения. Заместитель начальника Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Федерального агентства водных ресурсов Евгений Шишко рассказал о нескольких рассматриваемых вариантах решения данной проблемы. В настоящее время данные предложения рассматриваются на уровне Правительства Российской Федерации.

Кроме того, возможные варианты решения проблемы регулирования платы за водопользование для ТЭС и АЭС также предложил директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов.

Второй круглый стол, который проходил в тот же день, был посвящен другой важной теме - «Водное законодательство: донастройка системы. Совершенствование системы нормирования». Для обсуждения этого вопроса был приглашен широкий круг экспертов. Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Сергей Коскин подробно остановился на административных барьерах и недочетах, которые удалось устранить его ведомству за последние годы.

Тему актуальных проблем водного законодательства продолжил начальник отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Михаил Страхов на примере «северной столицы». В первую очередь он поднял вопрос несовершенства разграничения полномочий в области водных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Он сделал акцент на следующем вопросе: наделить правами субъекты выделять средства из местного бюджета, если не предусмотрено федеральное финансирование тех или иных проектов.

Также в числе вопросов, которые заслуживают внимания были названы – проблема нормирования сточных вод, а также установление границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В рамках круглого стола было проведено несколько дискуссий. О том, как можно наладить вопросы межведомственного взаимодействия и как добиться гармонизации действующих нормативно-правовых документов в условиях изменения системы нормирования, пытались ответить представители Минприроды, Федерального агентства водных ресурсов и Росприроднадзора. Кроме того, в зале присутствовали представители Росрыболовства и Роспотребнадзора. Представители ведомств пытались дать разъяснения как предприятиям адаптироваться к новым реалиям и выстроить алгоритм действий, когда вступили в силу изменения системы нормирования, но не последовали изменения всех необходимых нормативно-правовых актов, административных регламентов и других документов ведомств, участвующих в регулировании. В числе главных ключевых вопросов, которые поднимали в рамках дискуссии, стали необходимость согласования НДС с Росводоресурсами, Роспотребнадзором, Росгидрометом, Росрыболовством (учитывая, что данное требование не установлено в условиях изменившейся системы нормирования), возможность установления НДС с учетом фоновых концентраций химических веществ в водных объектах, особенности нового нормирования предприятий, расположенных в границе Байкальской природной территории, нормирование дренажных вод и другие.

После этого спикеры приняли участие в дискуссии, которая была посвящена нормированию качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения. На площадке обсуждались особенности нормирования поверхностных вод рыбохозяйственного назначения и вопросы необходимости совершенствования методических подходов при установлении нормативов ПДК для водных объектов рыбохозяйственного значения, а также разработки региональных нормативов рыбохозяйственных ПДК. Данные вопросы были подняты советником заместителя руководителя Росрыболовства  Юлией Зайцевой, заведующей лабораторией водной экотоксикологии ООО «ЭкоСервис-А» Марией Медянкиной и старшим научным сотрудником кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольгой Воробьевой.

 Результатом дискуссий двух круглых столов, инициированных Фондом имени В.И. Вернадского, стали конкретные предложения, которые войдут в итоговый документ конгресса и будут представлены в Минприроды России.

 

 

 

Всероссийский водный конгресс проходит при поддержке и участии спецпредставителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, профильных министерств и ведомств, руководителей субъектов РФ и региональных органов власти. В пленарных заседаниях принимают участие представители Минприроды России, Минэнерго России, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роспотребнадзора, атомной и других отраслей, эксперты, ведущие экологи.

В рамках конгресса запланировано проведение 30 круглых столов на актуальные темы в разрезе основной повестки. В рамках дискуссии планируется обсуждение вопросов совершенствования водного законодательства, нормирования допустимых сбросов, решения вопроса применения прямоточных систем технического водоснабжения и регулирования платы за пользование водными объектами для АЭС и ТЭС, а также другие вопросы. Все они направлены на реализацию стратегических задач государства по охране и улучшению состояния водных ресурсов, совместную работу профильных министерств, ведомств и всех отраслей водопользования при реализации госпрограмм по воде, а также перспективы развития транспортного, промышленного и экономического

потенциала водных систем для повышения качества жизни и устойчивого развития страны. Деловая программа конгресса сформирована в соответствии с межведомственными и межотраслевыми задачами по водным ресурсам в рамках национальных и федеральных проектов.

 

 

 

 

  

 

 

   

Контакты
Адрес: 119067, г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

Адрес для корреспонденции: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д.29,стр.1

119017, г. Москва, а/я 111/23
+7 (495) 953-75-62
+7 (495) 953-74-65
info@vernadsky.ru
Политикой конфиденциальности.