Фонд имени В.И. Вернадского принял участие в обсуждении темы выбросов парниковых газов в России и перспектив их регулирования

Фонд имени В.И. Вернадского принял участие в обсуждении темы выбросов парниковых газов в России и перспектив их регулирования

2 октября 2019

В Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел круглый стол, в рамках которого обсуждали тему выбросов парниковых газов в России и перспективы их регулирования в условиях ратификации Парижского соглашения. Круглый стол проводился совместно с Научно-учебной лабораторией экономики изменения климата Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Напомним, что на прошлой неделе Россия подписала Парижское соглашение по борьбе с глобальным изменением климата. В день открытия климатического саммита ООН, который проходит в Нью-Йорке, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал Постановление о принятии Россией Парижского соглашения по климату.

Парижское соглашение определяет, что конкретные меры по борьбе с изменением климата должны быть нацелены на сокращение выбросов парниковых газов, а разработка этих мер возлагается на правительства стран. Сегодня на самом высоком уровне отмечается важность процесса, когда страна будет стремиться развивать свою экономическую политику с учетом экологических требований. На это сделал акцент президент Фонда имени В.И. Вернадского Владимир Грачев в рамках лекции «Парижское соглашение: основные принципы реализации и вклад в устойчивое развитие», которую он прочитал в конце прошлой недели студентам МГУ им. М.В. Ломоносова.

Представители Фонда имени В.И. Вернадского в рамках круглого стола, проводимого Аналитическим центром при правительстве РФ, приняли обсуждение в следующих актуальных вопросах: динамика выбросов в атмосферу парниковых газов в России и международные сравнения, разработка климатической политики России (в частности механизмы углеродного регулирования в соответствии с новым законопроектом о регулировании выбросов парниковых газов), предложения по возможному дополнению и корректировке регулирования выбросов парниковых газов в России; а также в дискуссии о том, насколько важно экологическое образование и формирование посредством его экологической культуры населения для борьбы с изменением климата, для снижения антропогенного воздействия на природу.

Руководитель департамента мировой экономики, заведующий лаборатории изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров отметил, что сегодня необходимо сфокусироваться на том, какой должна быть экономика России в условиях декарбонизации. Для этого сегодня предпринимаются соответствующие меры регулирования. Если говорить о сокращении парниковых газов на 70-75% от уровня 1990 года, то эти условия выполняются без дополнительных мер. На данный момент речь идет о более амбициозных целях, которые будут прописаны в Стратегии декарбонизации России, которую планируется принять до конца этого года.

Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев выразил скептический прогноз относительно того, как будет выглядеть картина выполнения Парижского соглашения к 2024 году. Это связано с тем, что мировые показатели выбросов парниковых газов не падают, в развивающихся странах они, напротив, растут.  

Леонид Григорьев сделал акцент на том, что декарбонизация запускает процесс выхода на новую стратегию страны.

  • Когда мы говорим о декарбонизации страны, то нужно понимать, что это затрагивает налоги, цены, доходы, капиталовложения во все отрасли, перемещение производства, изменения технологий. Для того, чтобы запустить процесс декарбонизации как частную задачу, нужно написать общую стратегию, - отметил эксперт.

Заместитель руководителя Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра Ирина Поминова отметила, что на сегодняшний день самым резонансным считается разработка законопроект по регулированию выбросов парниковых газов. Также она отметила, что у бизнеса изменилась позиция по части ратификации Парижского соглашения.

  • Если наш крупный бизнес до этого выступал против ратификации Парижского соглашения, как потенциальной возможности введения углеродного регулирования, то с разработкой таких инициатив наш бизнес стал относиться более лояльно к Парижскому соглашению. Бизнес не против ратификации Парижского соглашения, но против жестких ограничений любого углеродного регулирования в ближайшее время. Такое смещение акцентов российского бизнеса достаточно прагматично. Теперь мы можем использовать этот канал для развития международных связей, при этом у нас остается приоритет национальных интересов в формировании климатической политики страны, - отметила Ирина Поминова.

В рамках круглого стала также рассматривали вопрос введения углеродных таможенных пошлин  и обсуждали отчет тематической группы по ЦУР 12. Важный акцент был сделан на формирование экологической культуры населения, что является одним из ключевых направлений работы Фонда имени В.И. Вернадского. Специалисты отметили, что население уже готово менять свои потребительские привычки, но предстоит еще серьезная работа в этом направлении.

Подводя итоги, присутствующие отметили, что в условиях ратификации Парижского соглашения, Россия стоит на пороге формирования новой экономической и климатической политики. И в ближайшее время станет ясно какие для этого будут предприниматься меры.

Парижское соглашение, принятое в декабре 2015 года на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата Организации Объединенных Наций (далее – РКИК ООН) и вступившее в силу в ноябре 2016 года, - ключевой документ, координирующий усилия государств по сокращению выбросов парниковых газов, целью которого является удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней.

 

 

 

 

  

 

 

   

Контакты
Адрес: 119067, г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

Адрес для корреспонденции: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д.29,стр.1

119017, г. Москва, а/я 111/23
+7 (495) 953-75-62
+7 (495) 953-74-65
info@vernadsky.ru
Политикой конфиденциальности.