IV Всероссийская конференция по экологическому образованию

11.11.2015


Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, Межрегиональная экологическая общественная организация «ГРИНЛАЙФ», Общероссийская общественная организация «Общественная Российская экологическая академия», Научно-исследовательский институт проблем экологии, Межрегиональная экологическая общественная организация «Гринлайт», Региональная общественная организация «ЭкоЭксперт» при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Научного Совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, Российского университета дружбы народов, Государственной публичной научно-технической библиотеки России 26-27 ноября 2015 года проводят Четвертую Всероссийскую конференцию по экологическому образованию.

Проблемное поле конференции

За истекший после Третьей Всероссийской конференции по экологическому образованию период в стране произошли события, свидетельствующие о том, что современное экологическое образование становится важным направлением государственной политики России на этапе ее перехода к новой экологически безопасной модели социально-экономического развития. В «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» четко сформулирована мысль о том, что развитие экономики страны напрямую зависит от решения образовательной задачи по формированию у молодежи экологической культуры. В Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» общекультурное развитие молодежи рассматривается как фактор обеспечения национальной безопасности страны. В Плане действий по реализации Основ предусмотрена разработка методологического, программного и учебно-методического сопровождения реализации экологической составляющей ФГОС НОО, ООО, СОО на основе Концепции общего экологического образования. Изложенные в этих документах стратегические направления экологической и культурной политики государства имеют не только национальную, но и глобальную значимость. Ключевой смысл этих документов - главенствующая роль в обеспечении национальной безопасности, качества жизни россиян, конкурентоспособной экологически безопасной экономики страны принадлежит не нефти и газу, а культуре россиян, великому культурному наследию всех народов России.

Современное экологическое образование в совокупности всех его направлений выступает стартовой платформой для развития образования в интересах устойчивого развития цивилизации - международного образовательного вектора 21 века. Международные ориентиры дальнейшего развития экологического образования для более устойчивого мира были намечены на Всемирной конференции по образованию для устойчивого развития (ОУР) в 2014 г. (Айчи-Нагойя, Япония), которая подвела итоги Десятилетия образования в интересах устойчивого развития и запустила в жизнь рассчитанную на пять лет Глобальную программу действий по образованию в интересах устойчивого развития. Общая задача Глобальной программы действий заключается в совершенствовании и переориентации всего образования на цели устойчивого развития, причем особая роль в этом процессе, после десятилетия дискуссий, отводится экологическому образованию, которое «гальванизирует» все образование для устойчивого развития.

Устойчивое развитие не может быть достигнуто только лишь государственным регулированием, использованием достижений научно-технического прогресса или повсеместным внедрением наилучших доступных технологий, оно требует изменений в мышлении граждан - формирования экологического мировоззрения, осознания причин возникновения глобальных экологических проблем, возможных путей их решения и понимания, что действовать нужно совместно и уже сейчас.

В рамках IV Всероссийской конференции по экологическому образованию планируется:

· Обсудить новые векторы развития экологического образования после завершения Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014гг.), провозглашенного ООН.

· Обсудить принципы и новые вызовы пятилетней Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (принята на 37-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2013г.) в адаптации к российским реалиям системы образования.

· Обсудить реальные и вероятные в ближайшей перспективе проблемы в области экологического образования с анализом инновационного опыта их решения, в т. ч., на опережение.

· Распространить инновационный опыт повышения качества экологического образования в условиях внедрения новых федеральных стандартов в систему общего и высшего образования.

· Обсудить вопросы преемственности экологического образования, воспитания и просвещения в стране в течение всей жизни человека в соответствии с перспективами социально-экономического развития нашей страны, национальными интересами государственной безопасности и устойчивого развития.

· Обсудить варианты модели работоспособного и взаимовыгодного алгоритма взаимодействия между предприятиями, высшими учебными заведениями и научными организациями по подготовке специалистов-экологов для решения практических задач предприятий-природопользователей в целях экологической безопасности России.

В рамках Конференции свою работу откроет пленарное заседание Конференции и четыре тематические секции:

«Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития: технологичные инновации и предложения к распространению в образовательную практику». В рамках секции состоится расширенный Юбилейный пленум научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО.

Вопросы для обсуждения:

Исторические этапы развития отечественного экологического образования на фоне истории нашей страны, науки, образования:

- Научные школы в области экологического образования;

- Ключевые публикации, новые социальные вызовы;

- Опережающее развитие теории и методики – прорывные идеи, стратегии,

- Технологии в области экологического образования в интересах устойчивого развития;

- Перспективные социально-педагогические проекты (глоссарий терминов ОУР на языках ЮНЕСКО; Концепция общего экологического образования для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития России; национальная дорожная карта образования для устойчивого развития).

«Социальный диалог государственных, общественных организаций и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры».

Вопросы для обсуждения:

- Экологическое просвещение – опыт регионов;

- Роль библиотек и музеев в развитии экологической науки, формировании экологической культуры и просвещении;

- Роль общественных организаций в экологическом воспитании и формировании экологической культуры;

- Потенциал особо охраняемых природных территорий для развития экологического просвещения и воспитания.

«Развитие экологического образования в системе высшей школы».

Вопросы для обсуждения:

- Особенности экологического образования в высшей школе: проблемы и перспективы;

- Проблемы, перспективы и эффективность экологического образования в интересах устойчивого развития;

- Перспективы модернизации высшего профессионального экологического образования;

- Реализация принципа преемственности в системе экологического образования;

- Экологическое образование в непрофильном ВУЗе;

- Повышение экологической компетентности преподавательских кадров высшей школы.

«Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки инженеров-экологов».

Вопросы для обсуждения:

- Качество экологического образования – элемент системы экологической безопасности Российской Федерации;

- Роль качества подготовки экологов-природопользователей в формировании экологической безопасности предприятий и организаций в Российской Федерации;

- Методические подходы к разработке профессионального стандарта и проведению сертификации экологов;

- Требования к знаниям и компетенциям обучающихся экологических факультетов ВУЗов для прохождения профильных производственных практик с последующим трудоустройством выпускников на предприятия;

- Актуальные вопросы подготовки специалистов экологов в интересах решения практических задач предприятий-природопользователей.

История Конференции

Конференция проводилась в 2009, 2011, 2013 годах при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским финансово-юридическим университетом, Международным независимым эколого-политологическим университетом, Государственной публичной научно-технической библиотекой России и рядом общественных экологических организаций. В состав Постоянно действующего Оргкомитета Всероссийской конференции по экологическому образованию входят представители более 40 регионов России.

Участие в Конференции

К участию в Конференции приглашаются представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, высших и общеобразовательных учебных заведений, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, общественные и экологические организации.

Участие в Конференции не предусматривает регистрационного сбора.

По вопросам участия в Конференции и выступлений с докладами просим обращаться в Оргкомитет Конференции:

Магидович Артем Сергеевич, тел.: (495) 931-66-49,

Евсеенкова Татьяна Андреевна, тел. (495) 953-75-62,

Адрес эл. почты: ecoobrazovanie2015@mail.ru

Скачать Информационное письмо

Скачать порядок работы Конференции

Скачать регистрационную форму



Возврат к списку

Яндекс.Метрика