XXIV Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского состоялись: Фонд наградил лучших

19.04.2017

«Какое наслаждение вопрошать природу, пытать её. Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, которая длилась века в бесконечных её областях»

В.И. Вернадский


С 11 по 14 апреля в Москве прошли Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского, которые являются комплексной образовательной программой и формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России. Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского традиционно поддерживает данное мероприятие и уже более 20 лет является соорганизатором Чтений.

11 апреля состоялась Торжественная церемония открытия, на которой выступила Плямина Ольга Владимировна – исполнительный директор Фонда: «Уже более 20 лет Фонд имени В.И. Вернадского выступает соорганизатором Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского. Мы делаем это потому, что цели нашей деятельности во многом совпадают. Мы, как и вы, считаем, что экологическое образование и научный подход – это важная составная часть достижения устойчивого развития, потому что именно экологическое образование предполагает привитие человеку высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам, без которых невозможно представить «будущее, которого мы хотим».

2.jpg


Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего нужно построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли обеспечить гармонию человека и природы.


Все это описано в концепции устойчивого развития, для достижения которого, конечны, нужны усилия политических, социальных и экономических механизмов современной цивилизации, но нужно отдавать себе отчёт, что во всех сложных образованиях, будь то государства, народы, организации, в основе стоит человек, его личность. Каждый отдельный человек обладает волей, полученной по праву рождения, и много отдельных людей в итоге образуют общество. Общество меняется тогда, когда каждый его член, или большинство из них, меняется.


Экологическое воспитание предполагает привитие высокой экологической культуры, которая в свою очередь принадлежит культуре общей. Поэтому мы считаем важным отмечать и поддерживать те проекты, которые имеют практическое применение в области формирования и развития экологической грамотности и культуры. Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского отличаются тем, что из года в год вам удается организовывать взаимодействие совсем юных и авторитетных ученых нашей страны, а ведь именно здесь начинается преемственность, культура и мы рады быть частью этого!»


История юношеских чтений им. В. И. Вернадского началась в 1993 году. За 23 года истории на Конкурс было прислано более 20 тысяч работ и с каждым годом количество участников растет. В этом году на Конкурс поступило более 600 исследований от российских и зарубежных школьников. Это работы учащихся из 70 регионов нашей страны, а также из Чехии, Словакии, Беларуси, Казахстана, Украины.


Чтения не случайно носят имя Владимира Ивановича Вернадского – представителя русского космизма, создателя биогеохимии, занимавшегося биологией, почвоведением, кристаллографией, геохимией, минералогией, палеонтологией и, наконец, автора идеи ноосферы – особого состояния биосферы, при котором Земля развивается в соответствии с программой, выработанной человеком. Чтения – это, во-первых, попытка осознания нашей планеты как единого организма, а во-вторых, они помогают овладеть научным способом познания окружающего мира.


«Главная задача Конкурса – сделать так, чтобы всем его участникам захотелось и дальше работать в выбранной ими области, исследовать мир и делиться друг с другом результатами этих исследований», - отметил Председатель оргкомитета и вдохновитель Чтений Александр Владимирович Леонтович.


3.jpg


Стать участником Чтений может каждый школьник России и зарубежья, выполнивший по-настоящему исследовательскую работу. И главное тут – не оценка его достижений, а встреча юных авторов с учеными и с единомышленниками. Чтения – это встреча увлеченных людей разных возрастов, благодаря чему данное мероприятие помогает создать особое сообщество детей и взрослых, объединенных интересом к исследовательской деятельности.


Конкурс имени В.И. Вернадского проводится в два тура. Первый тур – заочный, сюда ребята присылают свои работы, после чего получают квалифицированную рецензию, которая высылается автору независимо от того, допущено ли исследование ко второму туру.


Рецензирование работ – важнейшая особенность Конкурса им. В. И. Вернадского. В рецензии отмечаются положительные стороны и недостатки исследования. Мало того, у автора есть возможность доработать свое исследование с учетом замечаний и представить его повторно. Введенная процедура рецензирования соответствует общей практике защиты научных работ, принятой в нашей стране и во всем мире. Вместе с этим, важно, чтобы участник не только получил оценку своего труда, но и выслушал мнение ученого специалиста в своей области.


Второй тур – очный, он проходит в Москве в апреле в течение 4-5 дней, называется Чтениями им. В.И. Вернадского. Лучшие работы, прошедшие на второй тур, к началу Чтений публикуются в сборнике конкурса. Эти работы являются официальными публикациями, о которых авторы могут упоминать при поступлении в ВУЗ или на работу. Победители второго тура награждаются дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также дипломами Неправительственного экологического фонда имени         В.И. Вернадского и получают ценные подарки.


В этом году региональные конференции прошли в 37 субъектах Российской Федерации. Оргкомитет отмечает, что качество работы экспертов растет и «приятно видеть насколько повысился авторитет Чтений в глазах региональных властей и общественности».


На XXIV юношеских чтениях им. В.И. Вернадского, впервые в истории Конкурса, по многочисленным просьбам была открыта секция для учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В.И. Вернадского», где самые юные ученые представили свои работы. 


4.png

Программа Чтений традиционно предусматривает стендовые сессии и доклады по секциям естественнонаучного и гуманитарного направлений, научный лекторий, научно-практические и методические мероприятия для педагогов и учащихся, творческие конкурсы, а также проведение компьютерной олимпиады «Экоэрудит».


Компьютерная Олимпиада наряду со Стипендиальной программой, Всероссийскими юношескими чтениями имени В.И. Вернадского входит в комплекс экологических образовательных проектов фонда имени В.И. Вернадского. Олимпиада проводится в виде тестовых заданий и включает вопросы из различных областей знания: экологии, географии, биологии, химии, физики.

С 2001 года Олимпиада неоднократно проводилась в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове, Иванове, Саратове, Ставрополе, Чебоксарах, Томске, Иркутске, Владивостоке, Сыктывкаре, Архангельске и других городах России. В этом году в Олимпиаде, в рамках Всероссийских юношеский чтений приняли участие более 90 человек.


Понимание законов развития природы и общества – главная цель Чтений. Их специфика в том, что принимаются работы исследовательского характера, в которых авторы «пытливо изучают окружающий мир и получают новые знания об объектах и явлениях, существующих вокруг нас».


Одно из знаменательных событий 2017 года в том, что он объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Именно понимание всей сложности и многообразия связей в природе позволяет нам ценить и любить ее, жить в ней, не разрушая связи и получая истинную радость. Всему этому способствуют Чтения имени В.И. Вернадского.


5.jpg

На закрытии Чтений Фонд традиционно наградил ребят «за лучшую работу в области проблем устойчивого развития», а также отметил ценными призами победителей компьютерной олимпиады «Экоэрудит». Победители увезли домой дипломы, фотоаппараты, планшеты и экшн-камеру GoPro.


6.jpg

7.jpg

В числе победителей номинации «за лучшую работу в области проблем устойчивого развития» оказались Юферицин Александр (г. Челябинск) с темой «Проявление золотоносной россыпи «Озерная» в Челябинской области», Старцева Анна (г. Сосновый Бор) с темой «Исследование воздействия техногенных объектов на биоразнообразие Копорской губы Финского залива», Грибанева Надежда (г. Новохоперск) с темой «Мониторинг состояния популяции водяного ореха в озерах Хоперского заповедника», Кирилюк Дарина (г. Надыма) с темой «Оценка фунгицидной активности растений арктического региона», Харичева Анна (г. Москва) с темой «Особенности критического мышления у школьников России и Германии». Каждому был вручен памятный диплом и электронная книга PocketBook.


1.png8.jpg

9.jpg

На протяжении всей деятельности Фонда его задачами остаются формирование ответственного отношения общества к окружающему миру, включая природное и культурное наследие России, объединение усилий российского общества в решении экологических проблем через образование, в частности, а также непосредственная поддержка экологического образования в интересах устойчивого развития.

У Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского достаточно отличительных черт и традиций. Одна из душевных – исполнение гимна на открытие и закрытии мероприятия, когда каждый переживает особенные эмоции и чувства. Песня – первое, после идеи, что сближает людей.


«Мы знать хотим, как появились горы,

Как разделились суша и вода.

Кто создал человека –

Бог или природа?

Мы знать хотим, как жизнь произошла?»


10.jpg


XXIV юношеские чтения им. В.И. Вернадского состоялись, доставив участникам много радости и приятных переживаний.

Встретимся на XXV!

 

 

 


Возврат к списку

Яндекс.Метрика